1-ая младшая группа

цвета.jpgлепка.png

речь1.jpg

Консультация для родителей

"Речь детей раннего возраста"

Основными задачами детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни) является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, ознакомление с художественной литературой, подготовка к правильной артикуляции звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных). Рассмотрим каждую задачу.

Обогащение словаря осуществляется за счет расширения кругозора: походы в парк, лес, зоопарк, кино и цирк, чтение книг, отгадывание и загадывание загадок, наблюдения в природе и за трудом взрослых.

Дети двухлетнего возраста могут иметь в своем запасе от 45 до 1000 с лишним слов. Важно, чтобы в речи ребенка не было жаргонных и усеченных слов (велик, телик).

Под формированием грамматически правильной речи имеется в виду согласование слов в предложении, изменение слов по падежам, числам, временам.

Ребенок может неправильно использовать предлоги или их не употреблять, неправильно изменять окончания по аналогии с другими предметами (есть ложком, копать лопатом, много карандашов).

Эти явления должны исчезнуть к четырем годам, если взрослые обращают внимание на окончание слов, согласование, тактично исправляют ошибки своих детей.

Что качается развития связной речи, то первые фразы в норме появляются к полутора – двум годам. Для того чтобы речь была достаточно развитой, взрослые должны:

- учить детей составлять описательный рассказ, называя характерные признаки предмета (по образцу);

- учить составлять простые предложения по картинке;

- учить пересказывать знакомые сказки, рассказы;

- заучивать с детьми простые стихотворения;

- вести диалог – беседовать с родителями и другими взрослыми, задавать вопросы и отвечать на них.

В ходе ознакомления с художественной литературой родителям необходимо читать как можно больше русских народных сказок, сказок советских и современных писателей, обязательно после прочтения задавать вопросы по тексту, пусть ребенок на них ответит.

Параллельно с остальными задачами по общему развитию речи решаются задачи по формированию правильного произношения гласных и согласных звуков (кроме [с],[з],[ц],[ш],[ж],[ч],[щ],[л],[р] – эти звуки появляются между тремя, шестью и семью годами).

В возрасте до двух лет ребенок овладевает произношением лишь самых простых по артикуляции звуков – гласных [а],[о],[э] и согласных [п],[б],[м]. В возрасте от двух до трех лет появляются гласные [и],[ы],[у] и согласные [ф],[в],[т],[д],[н],[к],[г],[х],[й].

Все остальные звуки являются в артикуляционном плане более сложными и заменяются на все вышеперечисленные – более простые.

Звуки [р] и [л] появляются в возрасте от пяти до семи лет.

Самое главное: ребенок должен слышать фонетически правильную речь от окружающих и, сравнивая со своей, пытаться исправить несоответствия.

Развитию речи в ясельном и младшем возрасте поможет развитие мелкой моторики пальцев рук. Поэтому необходимо учить детей пользоваться ложкой, одеваться, застегивать пуговицы, молнии, складывать паззлы и мозаики, шнуровать ботинки и выполнять другие действия на развитие координации мышц рук и зрительного контроля.

Консультация для родителей:

"Игры для развития дыхания"

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Почему вредно дышать через рот?

   Во-первых, воздуха в легкие попадает значительно меньше, работать будут лишь их верхние отделы, значит, организм получит меньше кислорода. Во-вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребенок начинает гнусавить, говорить монотонно. Кроме того, ему становится труднее прожевывать пищу. Обоняние притупляется из-за «плохого носа», пропадает аппетит. Не правильное дыхание сказывается и на зубах: они постепенно искривляются, может развиться кариес. И это не все. Застаивается жидкость, омывающая мозг, и в ней накапливаются вредные для нервной системы вещества. Поэтому дети, которые дышат ртом, раздражительны, плаксивы, рассеянны и вялы.

   Предлагаем комплекс упражнений для развития продолжительного выдоха через нос.

   Во время занятия дышать только через нос.

1. Встать, рот закрыть. Одну половину носа плотно зажать пальцем, дыхание производить поочередно (4—5 раз) через каждую половину носа.

2. Встать, поставить ноги на ширине плеч. Руки медленно поднять вперед и вверх ладонями внутрь —вдох, опустить руки вниз—выдох (до 5 раз).

3. Встать, вдыхать через одну половину носа, выдыхать через другую (5—6 раз через каждую половину носа).

4. Встать, ноги поставить вместе, нос зажать пальцами. Не спеша, громко считать до10, закрыть рот, сделать глубокий вдох и полный выдох (5—6 раз).

5. Закрыть рот, дохнуть. На удлиненном выдохе медленно произносить звук [м] (до 8 раз).

6. Встать, подняться на носках —вдох, присесть —полный выдох.

7. Встать, поднять руки вверх и отставить одну ногу назад —вдох, вернуться в исходное положение —полный выдох.

8.Ходить в течение 2—3 мин. Постепенно удлинять фазу выдоха (на счет раз—два —вдох, на три—четыре—пять—шесть —выдох; на счет раз—два —вдох, на пять—шесть—семь —

Выдох. (выполнять 2—3 мин).

  Чтобы ребенку было интересно, можно применять различные игровые моменты с использованием знакомых предметов, важно соблюдать технику выполнения упражнений:

-воздух набирать через нос

-плечи не поднимать

-выдох должен быть длительным и плавным необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

-нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.

"Футбол"

Скатайте из кусочка ваты шарик. Это мяч. Установите ворота из кубиков или карандашей. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Ребенку будет особенно интересно, если внести в игру элемент соревнования. Присоединитесь к ребенку. Загоняйте «мяч» в ворота по очереди.

"Ветряная мельница"

Для этой игры необходима вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки. Контролируйте правильность выполнения ребенком упражнения.

"Снегопад"

Для этого речевого дыхательного упражнения вам понадобятся снежинки. Сделать их можно из ваты совместно с ребенком. Объясните ребенку, что явление, когда идет снег, называется снегопад. Предложите ему устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку малышу и попросите правильно ее сдуть.

"Листопад"

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

"Бабочка"

Вырежьте из бумаги одну или несколько бабочек. Затем к каждой бабочке привяжите нитку. Бабочку на нитке во время игры можно держать перед лицом ребенка или привяжите нитку с бабочкой так, чтобы она оказалась на уровне лица ребенка. Затем предложите ребенку подуть на бабочку, «чтобы она полетела».Следите, чтобы выдох был длительным и плавным.

"Кораблик"

Сделайте вместе с ребенком из бумаги кораблик. Опустите кораблик в таз с водой. Поставьте таз так, чтобы ребенку было удобно дуть на кораблик. С помощью плавного, длительного, но в тоже время сильного выдоха кораблик поплывет.

"Одуванчик"

Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).

"Шторм в стакане"

Для этой игры вам понадобится соломинка для коктейля и стакан с водой. Один конец соломинки ребенок должен положить посередине широкого языка. Другой конец соломинки опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы губы были неподвижны, а щеки не надувались.

"Снег и ветер"

Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики-«снег» и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.

"Кто спрятался?"

На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается что картинка находится под тоненькими полосками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.

"Дудочка"

Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.

"Фокус"

Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

"Свеча"

Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку.

"Деревья"

Упражнение аналогично упражнению «Кто спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.

"Греем руки"

Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками –дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

"Птички"

Вырежьте из бумаги птичек и поставьте у самого края стола. Командуйте:"птички полетели", дуйте вместе, только один раз. Выдох должен быть долгим, чтобы они улетели как можно дальше.

Благодаря этим играм-упражнениям ребенок научиться дышать глубже, делать удлиненный целенаправленный выдох.

"Хомячок"

Пошмыгать носом (рот закрыт).

"Собачке жарко"

Часто подышать с высунутым языком.

"Поем песенку"

Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхат

воздух, произнося звук “а” (сочетания звуков а-у, а-у-и, и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

"Немое кино"

Взрослый показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

"Топор"

Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук “замком” и опустить руки вниз. Быстро поднять руки —вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести “ух!” на длительном выдохе.

"Зоопарк"

Ребенок исполняет роль какого-либо животного. Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

"Ворона"

Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх —сделать вдох, медленно опустить руки —длительный выдох с произнесением звукоподражания “кар”.

Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например: гуси —

произнести на выдохе “га га га” (го, гы), корова —произнести на выдохе “му”, кошка—“мяу” и т. д.).

  

20200518_151521.jpg

 

20200518_151551.jpg