Логопед

Советы логопеда. Младшая группа.

Соска и ребёнок. Нужно ли давать пустышку ребенку? Как Соска влияет на речевое развитие малыша? Я лично считаю, что не нужно. Объясняю почему.

Давать ли ребенку пустышку (соску)?

1.Соска и здоровье ребёнка.

Наше желание дать ребёнку всё самое лучшее не всегда приводит к результатам со знаком плюс. Взять хотя бы пустышку. Это яркое, красивое изделие связано в сознании родителей с образом ребёнка. Собирая приданное малышу, редкая будущая мама не включит соску в список первоочередных покупок. Но пройдёт год, другой, и та же мамочка, со слезами на глазах, будет говорить на приёме у логопеда: «У моего ребёнка каша во рту! Ничего нельзя понять!» или: «Молчит, как партизан (-ка), а ведь ему (ей) уже три года!» Мама будет считать подобное положение вещей верхом несправедливости. Действительно: малышу было дано всё-всё-всё, а отдачи никакой! «А давно ли Ваш малыш перестал сосать пустышку?» - спросит логопед. «В три года. А при чём здесь это?» - удивится молодая женщина. Действительно, - при чём? Может быть, логопеды и стоматологи преувеличивают пагубное влияние соски на развитие ребёнка? Скорее, слишком мало говорят об этой проблеме! Ибо понимают, ввязываться в войну с корпорациями, производящими сосочные изделия: себе дороже! В нашем обществе чистоган затмил все разумные доводы, а реклама, - двигатель торговли, не гнушается рекламировать заведомо вредные и опасные изделия.

О пустышках и сосках из Китая я не говорю. Эти ядовитые изделия надо обходить стороной на расстоянии нескольких километров. Но порой даже сертифицированный товар, продающийся в аптеках, таит в себе не меньшую опасность.

Давайте разберёмся, что такое соска? Из чего она сделана? Предугадаю варианты ответов родителей: из силикона, из резины, из латекса. Другими словами: из натуральных или синтетических смол. А их, как не очищай, от всех вредных примесей избавить невозможно. Все смолы являются канцерогенами. Дальше продолжать? Могу. Только не хочется расстраивать родителей. Они, бедные, и так мучаются с бесконечными бронхитами, диатезами, аллергиями, дисбактериозами и прочими заболеваниями своих ненаглядных чад. Любой думающий человек поймет (без дальнейших комментариев!), что свою лепту в развитии этих болезней внесла и пресловутая СОСКА.

Но это было всего лишь лирическое отступление от темы, то бишь, от речевого и психического развития ребёнка.

 2.Пустышка тормозит речевое развитие ребенка.

Соска тормозит речевое и интеллектуальное развитие малыша. Вы видели личико малютки, сосущего соску? Да, оно забавно и трогательно. Но при этом его выражение - абсолютно безучастное и отрешенное. Монотонное сосание пустышки погружает малютку в своего рода транс. Кроха не вслушивается в слова, не интересуется окружающим миром, все его познавательные и умственные процессы заторможены. Усилия ребёнка направлены только на сосательный процесс, он доминирует! Хорошо это или плохо? Некоторые мамочки скажут: «Конечно, хорошо! Ведь не кричит же! Сам спокоен и я не дёргаюсь, могу своими делами заняться».

У детей, погруженных первый год своей жизни в сосочный «анабиоз»,   впоследствии довольно часто отмечается ЗАДЕРЖКА ПСИХО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ. Ведь, если на начальной стадии развития ребёнок не добирает информацию (зрительную, звуковую, кинестетическую и проч.), то это, в купе с различными заболеваниями, и препятствует появлению первых слов, затормаживает развитие основных психических процессов.

С соской во рту, малыш не гулит, не лепечет, его артикуляционный аппарат не тренируется! Мышцы языка и губ выполняют однообразную, монотонную работу, совсем не способствующую их укреплению. В последствии, ребёнок - сосочник долго не сможет произвольно растянуть губы в улыбке. А это так необходимо для произнесения звуков [С], [З], [Ц], [Л], [Р]! Из-за неправильного положения губ, слова с этими звуками будут звучать искажённо. Кроме этого, язык, привыкнув находиться во время сосания пустышки между зубами, останется там и при произнесении слов. Большинство звуков приобретёт межзубное звучание, которое в народе называют «шепелявым». И это ещё не всё. Язык, долгое время пролежавшей под соской, на дне ротовой полости, скорей всего не сможет подняться вверх, к нёбу. Значит, возникнут трудности со звуками, так называемого, верхнего подъёма: [Ш], [Ж], [Щ], [Ч], [Л], [Р]. Приведённые примеры, - далеко не полный перечень речевых проблем, спровоцированных соской.

3. Источник питания.

Есть определённые ситуации и особые дети, которые нуждаются в контакте с соской. Увы, появление таких ситуаций и таких детей можно было бы избежать. Мамочки часто жалуются на то, что ребёнок с первых дней отказывается брать грудь, а свой сосательный инстинкт удовлетворяет исключительно с помощью бутылочки и пустышки. Знаете, почему? Загляните в палату роддома, где стройными рядами стоят кроватки, а в них лежат новорожденные. Орущих малышей практически нет. Почему? Правильно, их рты заняты искусственными заменителями маминой груди. Попробовав эту замену, редкий кроха будет утруждать себя тяжёлой работой: добыванием молока из маминой сиси. Это действительно изнурительный труд. Большинство же человеческих особей всегда следует по пути наименьшего сопротивления, и маленькие дети – не исключение. Поэтому и отказ, поэтому и замена, а потом – неврозы и болезни (у ребёнка и у мамы!). Знаете ведь библейскую истину: верный путь никогда не бывает прямым и лёгким, а широкие врата ведут… сами знаете, куда. Так что мамочкам надо всеми правдами и неправдами приучить ребеночка к мысли, что грудь, - это единственный источник питания. Да и самой мамочке надо накрепко вбить в голову эту прописную истину. А всякого рода отговорки, что молока мало, что грудь не берёт, - это лазейки и оправдания собственной лености. Простите за резкость.

4. Мифы, оправдывающие использование пустышек.

В народе ходит масса нелепейших баек, оправдывающих использование бутылочек и пустышек. Мол, дети, не насосавшиеся вволю, потом будут сосать пальцы, воротники, простыни и вообще всё, что попадётся под руку. Вот здесь всё как раз с точностью до наоборот. Именно дети, которые сосали пустышки после 6 месяцев, и которые получали питание исключительно из бутылочек, и являются такими «пососунчиками». Попробовав пустышку (бутылочку) и не расставаясь с нею продолжительный период, ребёнок уже не сможет существовать без «кляпа» во рту ни в два, ни в три, ни в четыре года. А в последующем – пальцы во рту во время сна, изгрызенные ногти, карандаши и ручки, измусоленные пододеяльники.

Ещё одна байка: без пустышки ребёнок вырастит нервным. Это почему? Если малыш ПОЛНОСТЬЮ удовлетворяет свой сосательный рефлекс с помощью маминой груди, - он всегда спокоен! Если ребёнок чувствует любовь и заботу близких, – у него нет повода для беспокойства и крика. В комфортной обстановке дети не вырастают нервными, да и болеть до года они практически никогда не будут. Болезнь, - это реакция не только на внешние раздражители, но и на внутренний дискомфорт.

А вот если мамочка (находя массу причин!) не кормит дитя грудью, не уделяет ему должного внимания, не разговаривает с ним, не пестует, то да, – через какое-то время кроха станет беспокойным. И свой моральный и физический дискомфорт будет выражать исключительно с помощью крика. То есть, с точки зрения обывателя, «станет нервным». Что сделает в этой ситуации мама? Пойдёт по пути наименьшего сопротивления: воткнёт в орущий ротик малыша пустышку. Думаете это, - выход из ситуации? Нет! Просто все проблемы загонятся внутрь ребёнка. Это что, пойдёт ему на пользу? Избавит от нервозности? Неужели кто-то из вас полагает, что холодная резиновая пустышка может удовлетворить потребность ребёнка в тёплом общении и нежной ласке? Если так, то я просто развожу руки, а точнее – «умываю руки».

5.Неправильный прикус-результат сосания пустышек.

Из-за длительного сосания сосок, нарушается строение ротовой полости: деформируется нёбо, зубы начинают расти вкривь и вкось, формируется неправильный прикус. И не только на стадии молочного прикуса. При сосании пустышек зачатки постоянных зубов тоже смещаются.

«Сосочные» дети, - постоянные клиенты врачей-ортодонтов. Для исправления неправильного прикуса, ребёнку приходится несколько месяцев (а иногда и лет), ходить с металлическими крючками и пластинами во рту. Помимо чисто физического дискомфорта, ребёнок испытывает неловкость в общении со сверстниками, у него возникает масса комплексов по поводу своей внешности.

6. Как свести риск от сосания пустышки к минимуму?

Родителям надо запомнить всего несколько прописных истин, и тогда риск от общения с соской вашего ребёнка будет сведён к минимуму. Лучше, конечно, если бы этого общения не было вовсе. Но, увы, увы…

Никто не спорит, соска-пустышка успокаивает, с ней кроха быстрее засыпает. Но это не значит, что соска должна находиться во рту малютки во время сна постоянно! Кстати, многие малыши сами в состоянии определять, когда в пустышке нет нужды: как правило, они просто выплёвывают её! Поэтомупервое правило: ребёнок заснул, - соска убирается.

 Правиловторое: пустышка не должна быть во рту ребёнка во время прогулки. Не надо превращать её в своего рода заслон от холодного воздуха. Малышу необходимо учиться дышать носиком в любую погоду. Если его ротик открыт, - значит дышать мешают либо аденоиды, либо банальные корочки в носовых ходах. В первом случае надо отправиться на приём к лору, во втором - перед прогулкой прочистить носик малыша. Как это делать, - должна знать каждая мамочка.

Третьеправило: с пустышками надо безоговорочно расставаться, как только у крохи прорезались первые зубы. Не допускайте, чтобы малыш рвал её, «как Тузик грелку». Для этой цели существуют прорезыватели. Обрывки и детали растерзанной соски могут попасть в дыхательные пути крохи. Сами понимаете, чем это грозит.

Четвёртоеправило: НИКОГДА не смачивайте соску в сладком сиропе. Сладкий «допинг», получаемый регулярно, делает расставание малыша с соской мучительным и долгим. К слову, - первый год жизни ребёнок спокойно может обойтись вообще без сладкого. Такое ограничение ему даже на пользу: есть надежда, что зубы впоследствии не будут страдать от кариеса.

И ещё. Если вы всё-таки сделали свой выбор в пользу сосок, помните: размеры и качество сосок должны соответствовать опредёлённым нормам и стандартам. Для детей разного возраста соски тоже разные. Отдавайте предпочтение анатомическим соскам, имитирующим женский сосок. Используя пустышки с большими нагубниками, Вы рискуете вызвать у малыша раздражение вокруг рта и, кроме этого, превратить пухлые и яркие губки в блеклые, плоские и невыразительные. А ведь Вы наверняка хотите видеть своего ребёнка самым красивым!

Вот даю эти советы, а в голове сидит мысль: «Ну, почему, почему некоторые родители думают, что без соски никак не обойтись? Смогла же, в своё время, без неё обходиться я, мои дети и внуки…». Впрочем, каждый родитель должен сделать свой осознанный выбор. И тогда все последствия этого выбора будут только на его совести.

Карельская Елена Германовна, учитель-логопед высшей категории.

 

Советы логопеда. Младшая группа.

Упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи.

«Загнать мяч в ворота» (выработка длительной, направленной воздушной струи).

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

«Кто дальше загонит мяч» (выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка).

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, что бы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.

«Паровозик свистит»  (выработка плавной, непрерывной струи).

Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.

«Узнай, что это» (развитие обоняния и глубокого вдоха).

На тарелочках лежат кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы с характерным запахом и флакончик духов. Сначала изучаются и запоминаются запахи, а затем по ним отгадываются предметы с закрытыми глазами.

«Мыльные пузыри» (развитие меткости выдыхаемой струи).

Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.

Советы логопеда. Средняя группа.

Артикуляционная гимнастика. Звук С

Правильная артикуляция   звуков «С», «З»:

- зубы в улыбке- губы сближены

- кончик языка упирается в нижние зубы

- воздушная струя холодная, направлена посередине языка

- звук «С» произносится без голоса – глухой

- звук «З» произносится с голосом – звонкий

«Заборчик »

Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.

«Трубочка»

Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Чередовать « Заборчик» - « Трубочка».

«Открыть – закрыть заборчик»

Улыбнуться, сделать «Заборчик». Открыть рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка упирается в нижние зубы. Закрыть рот. Повторить упражнение 5 – 10 раз.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

«Блинчик», «Лопатка»

Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.

«Остудим блинчик»

Улыбнуться, сделав блинчик, подуть, произнося длительно звук «Ф», щеки не надувать.

«Почистим нижние зубки»

Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается ( зубы можно чистить и снаружи и внутри).

«Горка»

Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать 15 секунд. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами по языку вниз (прокатиться с горки)

«Кто дальше загонит мяч?»

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

«Свисток.»

Кладем указательный палец на край языка, прикусываем палец. Губы в улыбке. Свистим.

 

 

Советы логопеда. Подготовительная к школе группа.

Готов ли ребенок к школе?

 Ох, как трудно быть объективным, когда дело касается собственного ребенка! Для каждого родителя он всегда самый-самый! Самый умный, самый добрый, самый успешный, самый симпатичный. Кто же спорит? А как обстоят дела с готовностью к школе? Вдруг, где-то что-то упустили, на что-то не обратили внимание? Проверим?

1.Бурный рост и речевое развитие. 

Медики и педагоги знают: у детей 5-7 лет идёт бурное интеллектуальное, физическое и эмоциональное развитие. Они день ото дня меняются буквально на глазах! Растут физически и духовно, всем интересуются и так много знают! А ещё они неплохо лепят, рисуют и разбираются в компьютере.

В этот же период у дошкольников наиболее успешно ставятся и закрепляются в речи самые трудные звуки(Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р), идёт качественный и количественный рост словаря. Будущие школяры не только любят слушать, но и сами не прочь позабавить окружающих интересными рассказами. Они проявляют живой интерес к чтению, а порой уже и читают!

Но этот же отрезок времени выявляет и явные пробелы в дошкольном обучении и воспитании детей. Особенно это касается речевого развития.

2.Появятся ли звуки сами?

Ох, уж эта неистребимая надежда, что всё само рассосётся! Родители надеются, что к школе ребенок «выговорится», звуки появятся сами, а навыки письма и чтения сформируются без вмешательства извне. Хочется напомнить, что чудеса бывают только в сказках. А на деле….

Школа выбрана, счастливые родители вместе со своим ненаглядным чадом идут на собеседование с завучем или будущим учителем. И здесь они понимают, что требования, которые предъявляет школа к будущему ученику, несколько отличаются от их собственных представлений о знаниях и умениях будущего первоклассника. Родительский мозг отказывается понимать, почему их талантливый ребёнок не может ответить на какие-то простые вопросы! А речь? Такое впечатление, что он только-только начал говорить! Кровь бросается в лицо бедным родителям, в голове одна мысль: «Не готов к школе!». До 1 сентября - меньше года, и всю семью начинает лихорадить. С ребёнком приходится бегать по врачам, логопедам, психологам и педагогам. Как водится, ищутся виновные: кто-то не научил, кто-то не подсказал, кто-то вовремя не направил.

Как же выявить все слабые звенья в дошкольной подготовке и избавить себя, а главное, - ребёнка от всей этой нервотрепки?

Попробуем вооружить родителей теми критериями, которые помогут определить готовность их сокровища к школе. Хочется сразу предупредить: придётся отбросить в сторону розовые очки, забыть о родительском самолюбии и честно ответить на ряд вопросов.

3.Сформировался ли ребенок как личность?

Сформировался ли ребёнок, как личность? Это очень важно, поскольку в школьной жизни ему предстоит ставить перед собой определённые цели и делать что-то для их достижения. А это сопряжено с трудностями, усилиями и необходимостью общаться не только с компьютером, но и со множеством людей. Будущий школьник должен уметь отстаивать свою точку зрения и в то же время прислушиваться к мнению других. А если ребёнок не посещал детский сад? Тогда освоить эти навыки для него будет весьма проблематично. Известно, что взращенный в тепличных домашних условиях ребёнок чувствует себя не совсем уютно, оказавшись в шумной компании сверстников. Он растерян и не сразу находит верный тон в общении. Лихое школьное братство вмиг вычисляет «слабака». Оказавшись в изоляции, такой ребёнок будет чувствовать себя изгоем. И это притом, что в речевом и интеллектуальном плане он может превосходить сверстником. Но это преимущество зыбкое и недолговечное. Человек, как известно, – существо общественное и развивается посредством общения. Лишая себя этой роскоши, он существенно ограничивает приток информации, а значит – замедляет своё развитие.

Гораздо быстрее адаптируются к школьной жизни дети, прошедшие дошкольную подготовку в детском саду. Они легко идут на контакт, без труда находят общий язык с одноклассниками и с учителями. Эти малыши уверены в себе, они могут принять самостоятельное решение, отстоять свою точку зрения. И в то же время, приучены работать в коллективе, идут на компромисс и считаются с чужим мнением. Домашние дети, как правило, капризны, эгоцентричны. Для них целая проблема принять участие в совместной игре, приспособиться к новым условиям.

Конечно, с бабушкой или няней (гувернанткой) оставлять ребёнка более надежно, комфортно. Но надо же подумать и о том, что впереди у него - годы школьной и студенческой жизни. Сможет ли он прожить их без полноценного общения? Так что стоит подумать, какую форму дошкольной подготовки избрать для вашего малыша, а главное, - в каком учебном заведении. Благо выбор сейчас очень велик!

4.Нет ли пробелов в речевом развитии  ребенка?

Здесь учитывается:

-умение правильно произносить все звуки;

- объём активного и пассивного словаря;

- грамматическое оформление речи (согласование и управление слов, умение строить фразу);

- способность вести диалог;

- умение самостоятельно составить рассказ по описанию или по памяти.

Если объективно оценить это вам не удается, обратитесь за помощью к логопеду. Уж он-то всё разложит по полочкам. И не удивляйтесь, если выяснится, что свистящие и шипящие вашего ребёнка далеки от совершенства, а со звуком «Р» - большие проблемы. О фразах и монологах и говорить не приходится! Они, на поверку, получились у будущего школяра какими-то корявыми, с едва различимым смыслом, не говоря уж о художественном достоинстве.… А ведь ребёнку было предложено всего лишь составить описание летнего дня. Со вздохом родитель констатирует: «Да, явно не Паустовский, и до Толстого далековато…». Отсюда вывод: надо незамедлительно начать работу над звукопроизношением, и, параллельно, - над составлением устных рассказов на любую тему.

5.Определяем словарный запас ребенка.

Когда речь заходит о словаре, родители почему-то представляют школьный словарик под редакцией Ожегова. Для них обследование словаря, - это называние слов на определенную букву. На самом же деле, определение словарного запаса ребенка – довольно трудоемкое занятие. Начинать можно с предметного словаря (существительных). Возьмите любой предмет: чайник, стул, кресло, машину, собаку и проч. Ребенок должен назвать части (детали) каждого. Чем больше он их вспомнит, тем лучше. Подсказки исключены! Единственное, что вам дозволено сделать, - указать ребёнку на ту или иную часть (деталь). Её название должен озвучить будущий первоклассник. Вы можете услышать: «то, на чем сидят» (сидение), «куда грузят» (кузов), «где люди сидят» (салон). В зачет подобные ответы не идут, только если со знаком минус. Ещё хуже, если малыш называет кофейник чайником, кресло – стулом, а пароход – лодкой. Придется призвать на помощь всевозможные картинки и иллюстрации. Существуют целые картинные словари для дошкольников. Рассматривая их без спешки и суеты, ребенок без труда запомнит названия различных предметов, их детали и части. Картинки в этих словарях разбиты по темам: «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Транспорт» и т.д. Берите по одной теме в одну-две недели и прорабатывайте её во всех направлениях. После подобного тренинга, ребенок не только запомнить массу слов, но и сможет группировать предметы по смыслу. К примеру, когда надо будет одним словом сказать, что такое сливы, яблоки, ананас, апельсин, он без запинки ответит: «Фрукты!»

Помимо предметного словаря, обследовать предстоит и словарь признаков. Дошкольник 5-7 лет на вопрос: «Какой цветок?», начинает перечислять: «Красивый, душистый, яркий, экзотический, хрупкий…» Если же ему не удалось вспомнить и двух признаков, это, безусловно, печально.… Придётся вновь брать картинный словарь и прорабатывать тему за темой уже на предмет признаков. Здесь нелишним будет вспомнить о материалах, из которых сделаны те или иные предметы:кубик–пластмассовый, деревянный, бумажный, стеклянный;ручка–деревянная,металлическая, пластиковая;варенье–клубничное, вишнёвое, малиновоеи т.д. Образование прилагательных от существительных даёт ребёнку массу возможностей для словотворчества. Ещё интересней будет, когда придётся определять, чей хвост у зайца, чья лапа у лисы и чьё ухо у волка. Держитесь покрепче за стул, чтобы не свалиться от хохота! Нет, возможно, ребёнок и справится с заданием, сказав: «заячий хвост, лисья лапа, волчье ухо». Но чаще дошкольники сотворяютнечто: «зайчиный…», «зайчачий…», «зайчёный…», «лисина…», «лисиная…», «волчачье…», «волчиное…», «волчино…». И это ещё не все варианты! При подобном раскладе придётся немало потрудиться, пока в памяти ребёнка не закрепятся правильные формы притяжательных прилагательных. Поиграйте с малышом в игру «Чей хвост?» («Чья лапа?», «Чьё ухо?», «Чьи глаза?»). Помимо прилагательных, он вспомнит названия зверей, птиц и насекомых. А если не поленится, то и их детёнышей. Поверьте, это будет совсем не лишним!

После этого, или параллельно, проверьте глагольные формы. Это можно сделать на наглядной основе. Подойдут любые иллюстрации или фотографии из семейного альбома. Проследите, не путает ли малыш близкие по звучанию и значению слова:пришивает-вышивает – ушивает – перешивает – зашивает – нашивает - сшивает; лепил – слепил –прилепил – облепил - залепили т.д. Следует обратить внимание и на различие временных форм (настоящее, прошедшее и будущее время):учится - учился – будет учиться. Придется вспомнить и слова-предметы, а точнее, связанные с ними действия:карандаш рисует, штрихует, чертит, раскрашивает;кошкамяукает, лакает, сидит, лежит, царапается.Глагольный словарь хорошо проверять и отрабатывать на теме «Профессии».Повар(что делает?):варит, режет, шинкует, чистит, готовит;продавец:взвешивает, торгует, фасует, продаёти т.д.Если в семье два дошкольника, все эти словесные проверки и игры проводятся в форме соревнования. Только не забудьте продумать систему поощрений!

6.Умеет ли ребенок вести диалог и монолог?

Умение вести диалог, - весьма полезный навык. Проверьте способность ребёнка поддерживать разговор не только с вами, но и с другими взрослыми, со сверстниками. Если это даётся ему с трудом, придётся взяться за обучение! Риторике обучались (и весьма длительное время!) ещё в Древней Греции. Обсуждайте с малышом буквально всё: просмотренный фильм, прочитанную книгу, какие-то житейские проблемы. В процессе диалога ребёнок должен научиться не только правильно строить фразу, задавать вопрос, но и слушать и понимать собеседника.

От диалога переходите к монологу. А точнее – к составлению рассказа. Для начала, положите перед ребёнком какую-нибудь сюжетную картинку или фотографию. И послушайте, что он вам расскажет. Если повествование будет содержать лишь перечисление отдельных предметов, не спешите праздновать победу. До неё ещё очень далеко. Рассказ должен состоять из грамматически верно построенных фраз. У него должен быть сюжет. Смысл изображенного должен быть раскрыт так, чтобы, даже не видя картинку, можно было представить её содержание. Вот к этому идеалу вы и должны стремиться. От одной сюжетной картинки переходите к серии. Для этого подойдут столь любимые ребятнёй комиксы.

Надеемся, критерии оценки готовности ребенка к школе вам понятны? Ничего сложного, правда?

Автор статьи: Елена Германовна Карельская, учитель-логопед высшей категории.